XYZ анализ

XYZ-анализ позволяет рассчитать прогнозируемость объема продаж, оценить его стабильность и влияние на них различных факторов. В основе метода лежит вычисление коэффициента, показывающего отклонение реальных цифр от средней величины за изучаемый период.

Методика проведения

Методика проведения XYZ-анализа должна проводиться поэтапно.

· Первый этап – определение объекта, который планируется анализировать. Чаще всего это единица номенклатуры, клиент, поставщик.

· Второй этап — выбор параметра, по которому будет проводиться исследование. Анализируются объемы продаж в денежном выражении, доход, количество заказов на клиента, количество единиц проданного товара и т. д.

· Третий этап — определение длины и количества периодов, которые будут изучаться. Здесь выбор производится исходя из специфики бизнеса, однако в любом случае длина периода должна превышать срок с момента заказа товара до его отгрузки заказчику. Кроме того, на достоверность получаемого результата влияет количество периодов, которых должно быть не меньше трех.

После определения всех необходимых данных проводится вычисление коэффициента вариации для каждого объекта исследования. На основании полученных данных товары (клиентов, поставщиков и т.д.) группируют в зависимости от степени отклонения от средней цифры.

Принципы группировки данных

Если рассматривать объемы продаж, то принципы группировки этих данных будут следующими:

· группа Х — товары, характеризующиеся довольно постоянным уровнем потребления и высокой точностью прогнозирования, коэффициент вариации не превышает 10%;

· группа Y отличается средней прогнозируемостью, их потребление подвержено умеренным колебаниям, коэффициент вариации в пределах 10-25%;

· группа Z — это слабопрогнозируемые товары, потребление которых подвержено значительным колебаниям с коэффициентом вариации, превышающим 25%.

Интерпретация данных

При интерпретации данных следует учитывать множество факторов, способных повлиять на отклонение в продажах:

· сезонность;

· наличие/отсутствие товара на складах в какой-то период;

· тренд;

· наличие акций, влияющих на продажи исследуемой позиции;

· разовые заказы на количество, серьезно превышающее средний уровень продаж, и т. д.

После получения окончательных результатов закупщик может принять самые разные решения:

· снижение остатков по группе Х с сохранением минимального страхового запаса (буквально на срок получения поставки);

· переход на работу «под заказ» с товарами группы Z или вообще выведение их из номенклатуры;

· увеличение остатков на товары группы Y, если они являются высокоприбыльными или очень ходовыми.

Даже качественно проведенный XYZ-анализ может оказаться бесполезным, если его результаты интерпретируются неверно. Многие закупщики больше верят своей интуиции, не слишком полагаясь на математику. Результатом такого подхода часто становятся ошибки в управлении запасами.

Программа Mycroft Assistant точно анализирует объемы продаж, учитывает все факторы, влияющие на эти цифры, и вычисляет объем закупки, необходимой для бесперебойной работы компании.