Сезонность

Некоторые товары, например кроссовки для бега, летом более популярны, чем зимой, обогреватели продаются лучше в холодное время года. Эти товары — сезонные.

Чтобы корректно спрогнозировать будущее потребление, необходимо учитывать фактор сезонности. Наиболее оптимально это делать, используя данные о продажах товара (или товара-аналога, если данные об анализируемом товаре недостаточны) за предыдущий год.

Предположим, что за 2010 год продажи товара имели следующий вид:

1

А наша задача – получить корректировочные коэффициенты, которые мы могли бы применять при прогнозе данных на 2011 год, предполагая, что характер сезонности останется неизменным. Для этого, для прошлого по отношению к анализируемому, 2010 года вычисляем среднемесячное потребление, а затем, для каждого месяца 2010 года, вычисляем коэффициент отклонения от среднегодового значения по формуле:

Потребление в месяц / Среднегодовое потребление = Сезонный коэффициент

2

Согласно этой таблице, мы можем оценить среднегодовую среднюю на Апрель 2011 года, он равен: 160 / 0,72 = 222 шт. После этого, зная оценочную среднегодовую, мы можем оценить будущее потребление на Май 2011 года, через произведение оценочной среднегодовой 2011 года и поправочного коэффициента: 222 * 1.44 = 320 шт.

Аналогично мы можем производить корректировку и среднего дневного потребления.

Алгоритм можно усложнить, беря среднюю среднегодовую оценку за прошедший период, т.е. рассчитав на каждый прошедший месяц среднюю годовую оценку, после этого получить среднюю оценку из полученных, и оттолкнувшись от нее, уже посчитать оценку продаж на Май месяц:

3

Оц. Ср. год. (май) = (277 + 250 + 234 + 222) / 4 = 246

Оц. Продаж (май) = 246 * 1,44 = 354,3

Таким образом, есть возможность получить оценку будущего потребления с учетом сезонности.

Mycroft Assistant позволяет проводить оценку будущего потребления с учетом сезонности, как раз по второму алгоритму. В системе, для каждой группы товаров или позиции товаров, можно указать свою собственную сезонность продаж:

4

Под графиком помесячно указываются коэффициенты отклонения средней в заданном месяце относительно среднегодового потребления и задаются от 0 и выше, со стандартным значением = 1 (что означает, что месячное потребление равно среднегодовому); 2 – означает, что в этом месяце потребление в два раза больше чем в среднем по году, 0.5 – что потребление в месяце вполовину меньше чем в среднем по году.

Так же, сезонность может быть рассчитана автоматически на основании данных о продажах товара предыдущего года. Для этого, оператор должен нажать кнопку «Рассчитать». В том случае, если продаж за предыдущий год нет (система об этом выдаст уведомление), оператор имеет возможность указать товар-модель, по данным продаж которого будет вычислена сезонность текущего товара.

Для этого, нужно нажать на ссылку «Выберите товар», после этого откроется окно выбора:

5

Выбрав товар двойным щелчком мышки, система позволит произвести расчет показателей сезонности, по выбранному товару-модели.

Сезонность учитывается при работе с:

— на Управление Запасами (информацию о котором вы можете прочитать по ССЫЛКЕ);

— на Планирование (информацию о котором вы можете прочитать по ССЫЛКЕ и ССЫЛКЕ);

В части оценки будущего потребления (корректировка среднего потребления на каждый из месяцев анализа), что позволяет в автоматическом режиме получать точный и актуальный прогноз.

Если Вы хотите начать работу в системе Mycroft Assistant, где реализован описанный анализ с учетом сезонности, Вам необходимо пройти регистрацию по ССЫЛКЕ и следовать дальнейшим инструкциям.